Профиль магазина и особенности товаров определяют специфику освещения в нем. В супермаркетах и гипермаркетах, самых посещаемых торговых объектах, оптимально использовать нейтральный белый свет, который позволит чувствовать себя комфортно среди огромного количества товаров и спокойно принимать решение о покупке. При этом для каждой отдельной группы продуктов нужен свой подход в применении световых приборов.
Хлебобулочные и кондитерские изделия
Рекомендуется придерживаться цветовой температуры 2500-3000 К. Теплый свет выгодно подчеркнет румяность выпечки, позволит создать ощущение, будто она только из печи.
Мясные продукты
Подчеркнуть свежесть и сочность мясных продуктов способен красный или розовый свет, что под силу светильникам со спектром излучения 76-79нм. В европейских странах подобные модели не используют по причине того, что они могут ввести покупателей в заблуждение. Ведь на прилавке мясо будет яркое, а в руках у покупателя – в бледных тонах. Во избежание разочарования рекомендуется устанавливать внутри витрин красно-розовую подсветку, а над ними - светильники с высоким CRI (индекс цветопередачи).
Рыба, замороженные полуфабрикаты, молочные продукты
Подойдут светильники с температурой цвета 4000 – 6500К, они позволят сделать упор на свежести и охлажденности данной товарной группы. Индекс цветопередачи >80 позволит подчеркнуть яркость упаковки полуфабрикатов.
Овощи, фрукты, живые цветы
В данных отделах необходим теплый свет, близкий к солнечному. В его лучах фрукты и овощи кажутся вкусными, свежими и полезными. Важно, чтобы осветительное оборудование подчеркивало свежесть продуктов, но, ни в коем случае не влияло на нее. В этом плане оптимально использовать светодиодные светильники, они не искажают вкусовые качества, не нагревают и не сокращают срок хранения продуктов. Под таким светом цветы также сохраняют возможность расти.
Алкоголь
Здесь важен максимально возможный индекс цветопередачи, чтобы этикетки смотрелись ярко. Для освещения отделов спиртных напитков часто устанавливают модульные системы, в которых светильники стыкуют в непрерывную линию, освещая помещение по периметру. Для акцентирования внимания на конкретных товарах можно использовать трековые системы, предпочтительнее светодиодные, поскольку они не выделяют ультрафиолет и тепло, способные изменить вкусовые качества вин.
Одежда
Важный критерий в организации подсветки магазинов одежды – высокая цветопередача, для обеспечения которой рекомендуется устанавливать источники света с CRI Ra>90.
Расстановка световых акцентов позволяет подчеркнуть дизайн интерьера и создать особую атмосферу в зале. Для детских отделов предпочтительны светильники 3000К, благодаря им в магазине создается радостная атмосфера.
При освещении натуральных тканей, это касается, в том числе и обуви, рекомендуется не размещать светильники близко к товару, в противном случае это приведет к порче материала.
Если в торговом зале с помощью света вы привлекли внимание посетителей, то не стоит обходить стороной освещение примерочных - мест, где посетитель принимает итоговое решение о покупке. Холодный свет подчеркивает уставший вид, но в таком освещении будет идеально сидеть одежда классического стиля. Теплый свет все же предпочтительнее, в нем человек выглядит естественно и больше нравится себе, его также применяют в отделах молодежной одежды. Таким образом, оптимальный уровень освещенности в примерочных 500-1000лк, цветовая температура порядка 3000К, индекс цветопередачи >90. Светильники лучше встраивать в потолок над посетителем, для дополнительной подсветки можно установить подсветку по бокам зеркала.
Косметика
Единственная категория магазинов, где лучше использовать светильники с цветопередачей Ra 100 и цветовой температурой 3000-4000К, что позволит точно передать все оттенки средств для макияжа.
Бытовая техника
В торговых залах, где бытовую технику выставляют в белом цвете, не стоит использовать теплый свет. Такое освещение придаст стиральным машинкам и холодильникам желтоватый оттенок, покупателями такая техника будет восприниматься как устаревшая.
Ювелирные изделия
В плане освещения это одни из самых сложных объектов. Среди большого разнообразия драгоценных металлов и камней необходимо подчеркнуть индивидуальность и красоту каждого из них.
Если украшения размещаются на бархатной подложке, необходимо брать уровень освещенности с запасом, поскольку бархат поглощает часть света. Оптимально 800 лк и больше. Для желтого золота и самоцветов используют теплый свет, для серебра, белого золота, платины – холодный.
Независимо от товарной группы, в любой торговом зале следует избегать бликов и отблесков. Такие световые эффекты могут подчеркнуть любые недостатки отделки помещения или отвлечь покупателя от просмотра товара.