На стадии проектирования и подбора светильников во внимание принимаются такие характеристики, как уровень освещенности, цветовая температура и индекс цветопередачи.

Уровень освещенности

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 в торговых залах уровень освещенности должен составлять 300-500 лк. Для сравнения: Профессиональное объединение инженеров по эксплуатации зданий (CIBSE) для европейских стран установило показатель в 500-1000 лк.

В летний солнечный день освещенность на улице может доходить до 90 000лк, в магазине такой яркий ослепляющий свет ни к чему. А при освещенности в 300лк можно разве что работать с крупными деталями.

На практике торговые сети сами устанавливают требования к уровню освещенности, и он в 2-3 раза превышает ту цифру, которая прописана в санитарных правилах и нормах. Для торговых залов средний уровень освещенности составляет в 600-800лк, подсветка витрин и зоны овощи-фрукты – 1000-1500лк, кассовая зона – 700-800лк.

При расчете учитывается цвет стен, высота потолка, количество дневного света. Плюс добавляют запас порядка 30%, который «съедается» после установки витрин и стеллажей.

Чрезмерное освещение, как и дефицит, может вызвать у посетителей раздражение, чувство дискомфорта.

Индекс цветопередачи (CRI - colour rendering index или Ra) светильника

Показывает соотношение естественного цвета предмета к его цвету при освещении данным светильником.

Данная характеристика в приоритете для тех торговых объектов, где важно точно передать цвет товара: магазины одежды, косметики, ювелирных изделий, мебели, некоторые отделы строительных гипермаркетов (обои, напольные покрытия, краски), продуктовые супермаркеты. Как правило, на перечисленных объектах устанавливают осветительное оборудование с Ra не менее 80.

Значение CRI (Ra) Степень передачи цвета
<59  слабая
60 - 79  хорошая
 80 - 100 очень хорошая

 

Цветовая температура

Цветовая температура измеряется в Кельвинах (К). Чем она больше, тем холоднее свет.

Холодный оттенок делает помещение более просторным, задает ему современный строгий тон, в то время как теплый делает помещение небольшим и создает ощущение чего-то знакомого, будто вы уже бывали в этом месте. Цветовая температура влияет на субъективную  оценку температуры в помещении. Если превалирует теплый свет, то посетителю будет казаться, что в помещении на пару градусов теплее, чем на самом деле.

Градация температуры света выглядит следующим образом:

  • 1800-3400К – теплый белый
  • 3400-5000К – естественный белый
  • От 5000К – холодный белый

Цветовая температура 4000К является самой распространенной в торговом освещении, она позволяет создать благоприятную световую среду, напоминающую ясный солнечный день. Такие условия помогают стимулировать продажи.

Градация цветовой температуры